Портал здоровья и семьи-healthtub.ru > Cпорт > Паркур как вид спорта

Паркур как вид спорта


19 октября 2010. Разместил: sensei888
Паркур как вид спортаПодходящее название для экстремального увлечения придумали во Франции. Слово рагсоurs весьма многозначно. Взятое отдельно, оно переводится как «пробег», «путь следования» или «маршрут». Сочетание рагсоurs de combattant переводится как «полоса препятствий». И наконец, разговорное выражение tenir le parcours означает «справляться с трудностями». Все эти значения в сумме как раз составляют идеологическую основу паркура. Разница между конкуром и паркуром состоит в том, что в первом случае спортсмену необходима лошадь. Однако с животным трудно лазать по стенам и прыгать через бордюры, поэтому у тех, кто увлекается этим экстремальным спортом, лошади нет.
Вот уже десять лет паркуром называют покорение городских вертикалей. Вместо умения держаться в седле от покорителя требуются навыки акробатики, легкой атлетики, техники скалолазания и даже боевых искусств. Все это экстрималы демонстрируют, прыгая с уступа на уступ и карабкаясь по отвесным поверхностям городских зданий, эстакад, мостов, башен и прочих рукотворных барьеров из железа и бетона. Попавшиеся на пути препятствия они преодолевают, полагаясь на собственные руки, ноги и, что еще важнее, голову: необходимо четко представлять, какой трюк ты способен проделать, а для какого еще стоит потренироваться. К тому же скалолазное снаряжение и страховку принято использовать только в случае крайней необходимости: вбивать в городскую и частную собственность альпинистские крюки не разрешается законом. Впрочем, как и использовать каменные джунгли в качестве спортивного тренажера.
Людей, занимающихся паркуром, называют трейсерами. Точнее, так они прозвали себя сами, переведя на английский язык словосочетание «прокладывающий новые пути». Они также не обидятся, если назвать их урбан-скалолазами или билдерами. То, что городские стены можно покорять не только на лифте, однажды понял Дэвид Белль — спортсмен, каскадер и просто хороший человек. В 1997 году его друг Себастьен Фука создал Ассоциацию искусства перемещения. Из нее вышла целая команда трейсеров под на¬званием «Ямакаси», прославившаяся благодаря одноименному фильму Люка Бессона (японское слово переводится как «мужчина, сильный духом и телом»). В России, где паркур существует с 2002 года, таких ямакаси насчитывается порядка 200 человек. Девушки паркуром занимаются мало. Неизвестно, что тому причиной — несколько отличный от нашего центр тяжести или неуравновешенный характер. Короче говоря, балансировать на высоте им тяжелее, чем мужчинам. Из представителей шести отечественных команд наиболее опытными и профессиональными считаются Iguana Tracers. Им удалось полазать по стенам «парижского Манхэттена» — ультрасовременного района небоскребов Дефанс — и потренироваться вместе с Беллем в его родном городе Лиссе. Также на их счету бесчисленное количество подвигов, совершенных на стенах российской недвижимости.
Паркур как вид спорта не предполагает соревновательной основы. Состязаться приходится с собой, с собственными страхом высоты и недостатками физической подготовки. Поэтому никаких чемпионатов и показательных выступлений по паркуру не проводится. Бывалые трейсеры с ужасом представляют, как когда-нибудь паркур может стать олимпийским видом спорта с базовыми элементами и произвольной программой. Главное для трейсера — свобода перемещения. В идеале он должен пробежать по городу, преодолев определенную дистанцию, по дороге спрыгнуть со всех попавшихся под ноги парапетов и залезть на все попавшиеся под руки здания. Однако такие марш-броски предпринимаются довольно редко. Обычно команда готовит определенный экстремальный проект, который «пролазают» или «пропрыгают» не более двух человек. Стенолазание требует отличной физической подготовки, поскольку все нагрузки в основном статические. Нужно зацепиться, упереться ногой, подтянуться на руках и так далее. Подобную технику трейсеры оттачивают в залах на скалодромах, там же тренируются зимой (по обледенелой стене здания залезть невозможно). Отдельной подготовки требуют прыжки. Существует множество трюков, необходимых для преодоления препятствий или приземления, в основе которых лежат почти акробатические приемы.
Гладкие стены, железные крыши и нависающие козырьки — все это не для паркура. Так же как и панельный дом не самое лучшее место для перемещения. На его стенах не за что уцепиться не только глазу, но и рукам и ногам. Для этих целей больше подходят памятники архитектуры — барокко, неоклассицизм и сталинский ампир. Именно поэтому встретить трейсера проще всего у высотки на «Баррикад¬ной», на Манежной площади и на Кутузовском проспекте. Среди покоренных зданий — театр на Таганке: его стены состоят из отдельных, выступающих кирпичиков, на которые можно опереться. Дом Дружбы на «Арбатской» тоже подходящее здание — цепляться за цветы, виньетки и прочие каменные украшения очень удобно. Несмотря на то, что трейсеры не очень любят перемещаться по специально подготовленным площадкам, в 1987 году во Франции была выстроена стена с обилием элементов, которые можно пролезть и с которых можно спрыгнуть. Сегодня из соображений безопасности она закрыта. Сносить Мекку паркура не решились, поэтому настоящие экстрималы, воспринимая выстроенную властями ограду как очередное препятствие, легко пробираются на запретную территорию.
В процессе овладения искусством перемещения трейсеры не используют никаких подручных средств. Максимум — это специальные скальные туфли, резиновая подошва которых помогает удержаться на выступе или аккуратнее приземлиться после прыжка. Даже руки они обрабатывают порошком магнезии всего один раз (чтобы не скользили), стоя на земле. Это часть философии паркура. Трейсеры не ставят перед собой задачи забраться на крышу и тихо спуститься вниз по ве-ревке. Такое могут и промышленные альпинисты, которые моют окна и стены зданий. У билдеров все гораздо сложнее. Например, для спуска с 16-этажного здания командой Iguana Tracers была разработана уникальная система. Между двумя рядом стоящими домами ребята натянули веревку (для верности она крепилась к краям крыш системой тройной страховки). Посередине веревки были закреплены концы еще двух веревок, на которых с крыши одного из зданий и прыгали два трейсера. Альпинистская веревка практически не растяжима, поэтому прыгать вертикально вниз на ней нельзя. Ребята спускались по траектории, аналогичной ходу маятника. Для таких авантюр приходится использовать альпинистское снаряжение со специальными веревками и карабинами. Стоимость такого оборудования составляет приблизительно $1000.
Травмы в паркуре, как и в любом другом спорте, дело рук самого трейсера. Их диапазон широк — от растяжений и переломов до сотрясения мозга. Основные причины травм — усталость или неправильные тренировки. Избежать всего этого можно тщательно просчитывая трюки и используя страховку при работе с веревками. Главное — соизмерять свои возможности с размерами здания. К слову, Дэвид Белль за все 30 лет своей жизни не получил ни одного мало-мальски серьезного перелома. Другая проблема — неожиданное появление представителей закона. К странной страсти покорять городские стены они, как и положено, относятся крайне отрицательно. Если европейские копы в худшем случае отдерут трейсера от стены и попросят удалиться, а в лучшем — просто понаблюдают за желающими свернуть себе шею, то отечественные стражи порядка идут своим путем. У милиции есть две категории оценки подобных трюков. Если они сами заметили трейсерскую активность, можно отделаться незначительным штрафом. При участии бдительных жильцов штраф вполне может перерасти в задержание, так что у любителей спорта появляется уникальная возможность провести в отделении всю ночь. По рассказам самих билдеров, Питер в этом отношении гораздо лояльнее Москвы. Но и там им несколько раз посчастливилось побывать за решеткой. Именно поэтому трейсеры проводят все свои несанкционированные акции рано утром, когда подавляющее большинство народа спит и видит сны.

Вернуться назад